Священномученик Александр Агафонников.  

Aleksandr-Agafonnikov

 Александр Владимирович Агафонников родился 3 декабря 1881 года в селе Медяны Вятского уезда Вятской губернии в семье псаломщика Владимира Агафоникова, впоследствии священника. Мать, Мария Андреевна, была дочерью псаломщика Андрея Яковлевича и Пелагии Ивановны Трониных. Мария Андреевна обладала прекрасным слухом и хорошим голосом и знала наизусть около трехсот народных песен, в которых отражались нравственные воззрения и исторические предания русского народа, что оказало немалое влияние на её детей. Будущий священник Александр занимался музыкой, играл на скрипке.


Большое влияние имел на братьев известный в Вятской земле пастырь и проповедник Николай Михайлович Зубарев, который был крестным отцом Александра и Василия Агафониковых, и впоследствии, когда Александру пришло время учиться, отец Николай настоял, чтобы родители отдали Александра в женскую церковноприходскую школу, которой он заведовал, а не в мужскую земскую, куда тот должен был идти и в которой, как и почти во всех земских школах, в то время нарочито процветало безбожие. После поступления в школу старшего брата Александра туда же поступил и Василий, хотя ему в то время исполнилось всего шесть с половиной лет.

Обучался в Вятской Духовной семинарии, уволен из 5-го класса по прошению в 1903 году.

В 1903 году поступил учителем в Сычевскую церковноприходскую школу (Вятского уезда).

В 1904 г. женился на дочери умершего диакона с. Макарье Лупповой Надежде Николаевне. Впоследствии в семье родилось четверо сыновей: Геннадий (1913г.) - умер в детстве, Сергей (1915г.), Ерминингельд (1917г.), Николай (1922(1923?)г.).

18 июня 1904 года он был рукоположен епископом Вятским и Слободским Никоном во диакона ко храму в селе Кырчан Нолинского уезда Вятской губернии. С 15 сентября 1904 г. состоял законоучителем Кырчанской церковно-приходской школы.

29 октября 1906 года рукоположен епископом Филаретом во священника ко храму в селе Тойкино Сарапульского уезда Вятской губернии. С 20 декабря 1906 г. состоял заведующим и законоучителем Кокушинской церковно-приходской школы. С 14 сентября 1907 г. состоял законоучителем Тойкинского Земского училища.

24 ноября 1907 года был переведен в храм с. Монастырщина Орловского уезда Вятской губернии.

В 1911 году отец Александр был избран депутатом от духовенства на епархиальный съезд, а в 1913 году – депутатом на окружной училищный съезд.

18 марта 1912 года был награжден набедренником.

13 ноября 1914 года ему за труды по церковно-школьному делу преподано благословение епископа с грамотою.


27 августа 1915 года отец Александр был переведен в Рождественский храм в селе Спасо-Талицы Орловского уезда Вятской губернии и назначен законоучителем женского и мужского земских училищ. Состоял действительным членом Вятского церковно-певческого общества. О. Александр также прекрасно владел скрипкой.


В 1915–1917 годах отец Александр избирался депутатом на епархиальные съезды, а в мае 1917 года был избран благочинным 1-го округа Орловского уезда.

В 1917 году был награжден скуфьей.

С 1918 года отец Александр стал служить в городе Вятке в Покровской церкви.

C 19 июля 1919 года стал служить в Троицком соборе в городе Котельничи (Вятская губ.). Исполнял должность благочинного с октября 1921 года. В 1920 году о. Александр служил в Ветеринарно-санитарном отделе, в 1921-1922гг. - заведующим учетной секции при уездном отделе труда. В ноябре 1922 г. ему был выдан аттестат "За весьма полезную образцовую службу и весьма корректное отношение к подчиненным".

Подвергся аресту около 1923 года, но через некоторое время был освобожден.

На состоявшемся в 1923 году благочинническом собрании было принято решение просить Патриарха Тихона об учреждении в Котельничах отдельного викариатства. Отец Александр предложил в качестве кандидата на занятие епископской кафедры иеромонаха Флавиана (Сорокина), подвизавшегося в Златоустовском монастыре в Москве.

В начале 1924 года иеромонах Флавиан был хиротонисан во епископа Котельнического, викария Вятской епархии. По приезде в Котельничи епископ Флавиан был вызван в уездный исполнительный комитет, где у него спросили, собирается ли он создавать при себе епархиальное управление, на что он ответил, что нет. В этот период отец Александр исполнял обязанности городского благочинного и был ближайшим помощником архиерея. Епископ Флавиан управлял викариатством около года, а затем был арестован и сослан. Из ссылки он написал отцу Александру, что попал в чрезвычайно тяжелые материальные обстоятельства и нуждается в самом необходимом; в ответ на просьбу о помощи отец Александр стал ежемесячно высылать епископу деньги.

В это время в Котельничах развязалась борьба обновленцев с православными; обновленцы были активно поддержаны советской властью, и ОГПУ стало собирать сведения обо всех наиболее непримиримых противниках обновленцев.

21 декабря 1926 г. на квартире о. Александра был произведен обыск в связи с арестом митрополита Кирилла (Смирнова). О.Александр был допрошен в Вятгуботделе ОГПУ.

"29 декабря 1926 г. уполномоченный I СПО СОЧ Вятгуботдела ОГПУ, рассмотрев материалы на священника гор. Котельнича АГАФОНИКОВА Александра Владимировича Н А Ш Е Л: ГООГПУ было известно, что священник гор. Котельнича гр-н Агафоников Александр, будучи благочинным в 1925 году сгруппировав вокруг себя реакционный элемент из духовенства гор. Котельнича и монашек, повел усиленную работу по укреплению в пределах уезда "старого православия" для более усиленной борьбы с т.н. группой обновленческого духовенства. Он повел работу по организации в городе Котельничи специальной епископской кафедры, что ему и удалось. В конце 1925 года в гор. Котельнич приехал епископ Флавиан, который вскоре за антисоветскую деятельность в Ижевске Коллегией ОГПУ был выслан в ссылку. Перед арестом Флавиан дал Агафоникову строгий наказ держаться за "старое", быть стойким и не бояться никаких преследований со стороны существующей власти и поручил ему нелегально исполнять должность наместника управляющего епархией. ...Исполняя нелегально административные функции епископа, Агафоников, ...собирая по 1 рублю ежемесячно с причта, ...эти деньги направлял еп.Флавиану по месту его ссылки. Все это делалось скрыто от Котельничского духовенства. Будучи реакционно настроен против Соввласти, Агафоников в церкви устраивал посвященные "страдальцам за веру православную" молебны, на которых демонстративно произносил многолетия "страдальцам за веру православную изгнанникам архиепископу Павлу, епископам Виктору и Флавиану", этим самым фанатично верующую публику натравливая на существующий государственный строй. После пожара в гор.Котельниче, идущие пожертвования в помощь погорельцам гор. Котельнича, Агафоников употреблял вопреки желаниям населения на ремонт сгоревших церквей. После приезда в гор.Котельнич митрополита Кирилла, Агафоников группировал вокруг его черносотенно-реакционный элемент. Способствовал агитации монашек среди верующего населения о прибытии в Котельнич "святого митрополита" и паломничеству к нему той же публики. Пытался привлечь монахинь ликвидированных монастырей, для использования их среди верующей публики с целью агитации "за старое" и мобилизации мнения верующей публики в пользу лиц, осужденных Соввластью за контрреволюционную деятельность. Указанные действия Агафоникова подтверждаются документами и материалами обыска, произведенного в его квартире 21/XII-26 года, в связи с арестом гр-на Смирнова К.И. На основании вышеизложенного ПОЛАГАЮ: священника Агафоникова арестовать с привлечением к ответственности по обвинению в преступлениях ст.61 и 187 У.К., материалы приобщить к делу N 65 по обвин. Смирнова.


Отец Александр Агафоников был арестован в сочельник Рождества Христова – 6 января 1927 года. 20 января следователь зачитал ему постановление о предъявлении обвинения, что «после ареста епископа Флавиана он возглавлял нелегально Котельническое епархиальное управление, на каковое производил денежные сборы и концентрировал их в фонд помощи антисоветскому элементу, находящемуся в ссылке. Являлся организатором денежных сборов тому же элементу. Вокруг себя сгруппировал черносотенный реакционный элемент города Котельничи, из которого намеревался организовать нелегальный сестринский кружок, ставивший своей целью содействие антисоветской деятельности проживавшего в городе Котельничах административно ссыльного митрополита Кирилла. После пожара в городе Котельничах поступающие пожертвования на погорельцев Агафоников вопреки желаниям населения расходовал на ремонт церквей и частично из них отправлял осужденному за контрреволюционную деятельность епископу».

25 января священник был допрошен. Отвечая на вопросы следователя, отец Александр сказал:

«Прошло приблизительно полгода после отъезда епископа Флавиана, когда я получил от него письмо, в котором он указывал на свое тяжелое материальное положение. Из чувства долга и сострадания к нему я послал пятьдесят рублей, а после того, как узнал его постоянный адрес, стал посылать ежемесячно по пятьдесят рублей. Деньги, собранные на епархиальные нужды, я считаю, должны находиться в полном распоряжении епископа Флавиана, так как у нас другого епископа нет, почему и считаю просьбы его о высылке денег вполне законными просьбами. Деньги, поступившие на ремонт церкви, расходовались по прямому назначению, и все они своевременно оприходовались в приходно-расходный журнал. Митрополиту Кириллу также оказывал материальную помощь из средств епископа».


20 марта 1927 года уполномоченный секретного отделения 6-го отдела ОГПУ Казанский, составляя окончательное заключение охарактеризовал его:

"АГАФОНИКОВ - наиболее активный антисоветский деятель г.Котельнича, агитировавший во время Кронштадтского мятежа среди церковников о "конце власти", создатель и руководитель разных реакционных мирянских объединений, организатор помощи высланному за антисоветскую деятельность епископату, переславший за один год более 500 рублей, каковая деятельность доказана рядом показаний и имеющимися в деле обнаруженными при обыске квитанциями, решил, как он сам сказал... подслужиться к митрополиту КИРИЛЛУ. Скоро он стал играть роль поверенного и секретаря Кирилла и имел для него связи с церковными деятелями гор.Москвы и другими. Кирилл и АГАФОНИКОВ, первый лично, второй письменно - получили сведения от черносотенной группировки церковников о назначении патриархом Кирилла. В письме АГАФОНИКОВА предупреждали из Москвы держать дело как можно секретнее, так как власти могут подслушать, узнать и "предположить заговор"... Он же получил для Кирилла указание, что "ссыльные и пострадавшие за веру епископы против того, чтобы сколько-нибудь легализоваться", т.е. иначе говоря - решили продолжать вести церковную политику в антисоветском духе... Виновность АГАФОНИКОВА и СМИРНОВА - полагаю считать доказанной."


28 марта 1927 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило проходивших по одному делу митрополита Кирилла (Смирнова) и священника Александра Агафоникова по ст.58-6,58-10 УК РСФСР к трем годам ссылки в Сибирь. Ссылку отбывал в Челябинской обл., Кузнецкий р., Кузнецкстрой. По окончании срока ссылки отцу Александру было запрещено жить в ряде крупных городов, в которые, однако, не входила Вятка, куда он и приехал и где жил под надзором ОГПУ три года.

После отбытия наказания с 1930 г. о.Александр жил в Вятке, несколько месяцев работал на лесопилке. Служил в Знаменской (Царево-Константиновской) церкви.

14 мая 1931 года приходской совет Троицкой церкви с. Макарье постановил принять протоиерея Александра Агафоникова постоянно священником религиозной общины. Ныне с. Макарье находится в черте г. Кирова (Вятки). 24 марта 1933 г. в Епархиальный совет поступило прошение от о. Александра: "Ввиду смертельной болезни жены и невозможных условий во время весенней распутицы, а также непосильного налогового обременения дальнейшее служение мое в с. Макарье становится для меня невозможным, а поэтому прошу временно уволить меня заштат". Жена о.Александра Надежда Николаевна умерла 1 апреля 1933 г. Неизвестно, было ли удовлетворено это прошение.

Осенью 1933 г. перемещен к Преображенскому собору г. Глазова Вятской области, однако служил там очень недолго.

Когда срок надзора окончился и отец Александр мог ехать куда пожелает, он воспользовался предложением своего брата, протоиерея Николая, который был благочинным, переехать в Московскую область и был назначен в Ильинскую церковь в селе Лемешово Подольского района.


Aleksandr-Agafonnikov-1937g

14 сентября 1937 года отец Александр был арестован, заключен в тюрьму в городе Серпухове и на следующий день допрошен. На убеждения следователя признать себя виновным он ответил отказом, сказав, что виновным себя не признает. В тот же день были допрошены лжесвидетели.


Один из них, колхозный сторож, сказал:

«Агафоников в беседе со мной неоднократно выказывал свои враждебные взгляды на советскую власть, заявляя о том, что советская власть их притесняет, прижимает во всем, "вот возьми, например, меня: сидел в тюрьме, находился в ссылке, а за что советская власть высылала – ни за что, напрасно, потому что она не дает народу свободы вероисповедания и, не считаясь с требованием верующих, высылает нас, чтобы уничтожить религию"».

Другой свидетель, местный уроженец, рабочий и член коммунистической партии, показал:

«В начале августа я шел к церкви, где был улей с моими пчелами. У церкви я встретился с Агафониковым, который разговаривал с верующими. О чем он с ними беседовал до того, как я подошел, не знаю. Агафоников, остановив меня, завел сначала разговор о пчелах, в дальнейшем он перевел на разговор о плохой жизни при советской власти, заявив в присутствии верующих: "С каждым днем все тяжелее становится жить народу, доходов у крестьян стало мало, и живут они впроголодь". Я ему стал возражать и доказывать обратное, но Агафоников разговор со мной прекратил и пошел вместе с верующими к своему дому».


После этих «показаний» следователь снова допросил отца Александра.

– Весной 1937 года вы в своем доме неоднократно вели контрреволюционные разговоры против советской власти с повстанческим направлением, заявляя, что рабочим и колхозникам плохо живется, крестьянство терпит от советской власти бедствия и что это долго продолжаться не будет и окончится крестьянским восстанием. Признаете ли вы себя виновным?
– Нет, я таких разговоров не вел и виновность свою отрицаю.
– Следствием установлено, что вы в августе 1937 года в группе верующих около церкви вели контрреволюционную агитацию против существующего строя и о плохой жизни при советской власти. Признаете ли вы себя виновным и будете ли вы давать правдивые показания?
– Виновность свою я отрицаю, таких разговоров я с верующими не вел, а если и были разговоры, то о службе на могилках.


10 октября 1937 года тройка НКВД по ст.58-10 ч.1 УК РСФСР (вел активную контрреволюционную деятельность с повстанческим направлением против существующего строя) приговорила отца Александра по "групповому делу прот. Александра Агафоникова и др." к расстрелу.

Священник Александр Агафоников был расстрелян 14 октября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

В 1999 году настоятелем Троицкого собора Подольска протоиереем Александром Ганабой настоятелю Ильинской церкви были переданы документы на протоиерея Александра Агафонникова для последующего представления в комиссию по канонизации святых. Прихожанками Ильинской церкви Р. Г. Приходько и С. М. Якимовой в городах Вятке и Томске были собраны дополнительные сведения о священномученике Александре. В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе он был причислен к лику святых.

МАТЕРИАЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО ДЕЛА.

АНКЕТА АРЕСТОВАННОГО ПРОТОИЕРЕЯ АЛЕКСАНДРА АГАФОННИКОВА.

1.Фамилия

Агафонников

2. Имя и отчество

Александр Владимирович

3. Год и место рождения

Родился 3 декабря 1881г.

Кировской обл., р-н Кировский, село Медяны

4. Постоянное место жительства (адрес)

с. Лемешево Подольского р-на МО

5. Место службы и должность или род занятий

Служитель культа – священник.

6. Профессия и профсоюзная принадлежность, № билета

Не состоит

7. Имущественное проложение в момент ареста.(Перечислить подробно недвижимое и движимое имущество: постройки, сложные и простые с/х орудия, количество обрабатываемой земли, количество скота, лошадей и прочее; сумма налога с/х и индивидуального. Если колхозник указать имущественное положение до вступления в колхоз, время вступления в колхоз)

Не имеет

8. То же до 1929 года

Нет

9. То же до 1917 года

Нет

10. Социальное положение в момент ареста

Служитель культа

11. Служба в царской армии и чин

Не служил

12. Служба в белой армии и чин

Не служил

13. Служба в Красной армии:

а) сроки службы

б) воинская категория

Не служил

14. Социальное происхождение

Из служителей культа

15. Политическое прошлое

В 1927г. судим по ст.58 п.10 УК на 3 года высылки

16. Национальность и гражданство

Русский, гр-н СССР

17. Партийная принадлежность, с какого времени и № билета

Б/п

18. Образование (подчеркнуть и указать точно, что закончил)

Высшее, среднее, низшее, неграмотен.

Окончил духовную семинарию.

19. Категория воинского учета

Не состоит

20. Состоял ли под судом и следствием, а также приговор, постановление или определение

В 1927 г. судился по ст.58 п.10 УК, осужден к 3 г. высылки в Кузнецстрой

21. Состояние здоровья

Здоров

22. Состав семьи: перечислить отца, мать, сестер, братьев, сыновей и дочерей (их фамилия, имя и отчество, место службы и должность или род занятий и адрес):

Степень родства

Фамилия, имя и отчество

Возраст

М/работы, должность или профессия

Место жительства

Сын

Сергей

23

Живет отдельно, проживает в г. Москве

 

Сын

Ермильд

19

 

 

Сын

Николай

15

Учится

с. Лемешево

           

Подпись арестованного: Агафонников

1. Особые внешние приметы:

2. Кем и когда арестован: Подольским районным отделом НКВД МО 14 сентября 1973г.

3. Особые примечания:

Подпись сотрудника, заполнявшего анкету: сержант государственной безопасности

15 сентября 1973г.

Источник: ГА РФ. Ф 10035. Оп. 1. Д. П-34901. Л. 37-37 об. Рукопись. На бланке.

 

ПРОТОКОЛЫ ДОПРОСОВ ПРОТОИЕРЕЯ АЛЕКСАНДРА АГАФОННИКОВА

УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Протокол допроса

1937 г. сентября месяца 15 дня. Я, помощник оперуполномоченного УГБ, допросил в качестве обвиняемого

1. Фамилия:   Агафонников

2. Имя и отчество:  Александр Владимирович

3. Дата рождения: 1881г.

4. Место рождения:   с.Медяны Кировского р-на Кировской обл.

5. Местожительство с.Лемешево Подольского р-на МО

6. Нацианальность и гражданство (подданство): Русский, гр-н СССр.

7. Паспорт: Подольским РУМОМ

8. Род занятий: служитель культа – священник

9. Социальное происхождение: из служителей культа

10. Социальное положение (род занятий и имущественное положение)

а) до революции: служитель культа

б) после революции: служитель культа

11. Состав семьи: Дети – 3 чел.: Сергей, 23г., живет в разделе, работает в Москве помощником врача; сын Ермильд, 19 л., живет отдельно, учится в г.Москве в машиностроительном институте, и сын Николай, 15 л., учится в г.Подольске.

12. Образование (общее, специальное): окончил духовную семинарию, 6 классов

13. Партийность (в прошлом и в настоящем) Б/п

14. Каким репрессиям подвергался: судимость, арест и др. (когда, каким органом и за что)

а) до революции:  не судился

б) после революции:  в 1927г. был судим по ст.58 п.10 УК, осужден на 3г. в Кузнецстрой высылки

15. Какие имеет награды (ордена, грамоты, оружие и д.р.) при советской власти:   не имеет

16. Категории воинского учета-запаса и где состоит на учете:   не состоит

17. Служба в Красной армии (красной гвардии, в партизанских отрядах) когда и в качестве кого, отношение к воинской повинности:   не служил

18. Служба в белых и д.р. контрреволюционных армиях (когда и в качестве кого): не служил

19. Участие в бандах, контрреволюционных организациях и восстаниях: не участвовал

Показания обвиняемого Агафонникова Александра Владимировича

15 сентября 1937г.

Вопрос: Чем вы занимались до и после революции?

Ответ: Служил служителем культа до и после революции

Вопрос: Каким репрессиям вы продвергались при соввласти?

Ответ: В 1927г. судился по ст.58 п.10 УК и был осужден на 3г. высылки в Кузнецкий р-н. В 1927г. я служил в г.Котельниче благочинным тихоновцем, где меня и арестовали по обвинению в контрреволюционной деятельности. Кроме этого, я лишился избирательных прав как служитель культа. Высылку я отбыл полностью.

Вопрос: С какого времени вы проживаете в Подольске?

Ответ:В Подольске я проживаю с 1933г., приехал я к брату в с.Ерино – к Агафонникову Николаю, который являлся благочинным, который и рекомендовал меня в с.Лемешево.

Вопрос: Посещали ли вы брата, Агафонникова Николая, за время вашего проживания в г.Подольске?

Ответ: Брата Николая я посещал неоднократно.

Вопрос: Кто еще посещал Агафонникова Николая в вашем присутствии?

Ответ: Посещал псаломщик Подузов Василий Владимирович и гр-ка Фишер Елизавета Владимировна; были и другие лица, но я их не знаю.

Вопрос: С какого времени вы знаете Подузова Владимира и Фишер Елизавету Владимировну?

Ответ: Подузова я знаю с 1933г., с момента моего приезда в Подольск, а Фишер Елизавету Владимировну – примерно с год, познакомился я с ней в доме брата, куда она приходила.

Вопрос: Вы, являясь участником контрреволюционной группы, вели антисоветскую деятельность, изложите следствию вашу контрреволюционную деятельность.

Ответ: Контрреволюционной деятельности я не вел.

Протокол записан с моих слов верно и мне прочитано.   Агафонников.

Допросил: помощник оперуполномоченного УГБ сержант государственной безопасности.

Источник ГА РФ. Ф. 10035. Оп.1.Д. П-34901. Л. 49-50 об. Рукопись. На бланке.

Протокол допроса.

Показания обвиняемого: Агафонникова Александра Владимировича.

17 сентября 1937г.

Вопрос: Следствием установлено, что вы весною 1937г. высказывали свои контрреволюционные убеждения о плохой жизни при соввласти, о голоде среди крестьян. Признаете ли вы себя виновным?

Ответ: Таких разговоров я не вел, а если и были разговоры, то только служебного характера.

Вопрос: Весною 1937г. вы в присутствии К. и других в своем доме неоднократно вели контрреволюционные разговоры с повстанческим направлением против соввласти, заявляя о том, что рабочим и колхозникам плохо живется, крестьянство терпит от соввласти бедствия и что это долго продолжаться не будет и кончится крестьянским восстанием. Празнаете ли вы себя виновным?

Ответ: Нет, я таких разговоров не вел и виновность свою отрицаю.

Вопрос: Следствием установлено, что в августе месяце 1937г. вы в группе верующих около церкви вели контрреволюционную агитацию против существующего строя и прохой жизни при соввласти. Признаете ли вы себя виновным и будете ли вы давать правдивые показания?

Ответ: Виновность свою я отрицаю, и таких разговоров я с верующими не вел, а если были разговоры, только о службе на могилках.

Вопрос: С кем вы имеете общение, с другими лицами, укажите ваши связи в Подольске.

Ответ: Знакомств и связей в Подольске у меня нет.

Вопрос: Кто проживает в Подольске из ваших родственников и имеете ли вы с ними какую-либо связь?

Ответ: Проживают в Подольске племянники – Агафонников Герман и Серафим, но связи с ними никакой не имею.

Вопрос: Следствием установлено, что вы, имея связь с контрреволюционно настроенными лицами, организованно проводили контрреволюционную деятельность. Признаете ли вы себя виновным и изложите следствию вашу контрреволюционную деятельность.

Ответ: Контрреволюционную деятельность я не вел.

Протокол допроса записан с моих слов верно и мне прочитано.  Агафонников.

Допросил: помощник оперуполномоченного УГБ сержант государственной безопасности.

Источник: ГА РФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-34901. Л. 51-51 об. Рукопись.

 

 

УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

Протокол допроса.

1937 года октября месяца 4 дня. Я, оперуполномоченный 4 отдела УГБ УНКВД МО, допросил в качестве обвиняемого

1. Фамилия:  Агафонников

2. Имя и отчество:  Александр Владимирович

3. Дата рождения:   1881г.

4. Место рождения:  Кировской обл., Кировского р-на, села Медяны

5. Местожительство: Московская обл., Подольского р-на, села Лемешево

6. Национальность и гражданство:  Русский, гр-н СССР

7. Паспорт

8. Род занятий:  Служитель религиозного культа (священник)

9. Социальное происхождение:  Из семьи служителей религиозного культа (псаломщика)

10. Социальное положение (род занятий и имущественное положение)

а) до революции:  Священник

б) после революции:  То же

11. Состав семьи:  Сын, 15 лет

12. Образование (общее, специальное):  Окончил в 1904г. семинарию

13. Партийность (в прошлом и в настоящем):  Б/п

14. Каким репрессиям подвергался (судимость, арест, когда, каким органом и за что)

а) до революции:  Нет

б) после революции:  В 1927г. судим тройкой ПП ОГПУ по ст.58 п.10 УК. Осужден на 3г. ссылки в Кузнецстрой. Наказание отбыл.

15. Какие имеет награды (ордена, грамоты, оружие, и др.) при соввласти:  Нет

16. Категории воинского учета-запаса и где состоит на учете:  Нет

17. Служба в Красной армии (красной гвардии, в партизанских отрядах) когда и в качестве кого, отношение к воинской повинности:  Нет

18. Служба в белых и др. контрреволюционных армиях (когда и в качестве кого):   Нет

19. Участие в бандах, контрреволюционных организациях и восстаниях:   Нет

20. Сведения об общественно-политической деятельности:  Нет

Агафонников.

Показания обвиняемого Агафонникова Александра Владимировича

4 октября 1937г.

Вопрос: Вы обвиняетесь в том, что вели антисоветскую агитацию. Признаете себя виновным?

Ответ: Виновным себя не признаю.

Вопрос: Вы Подузова и Фишер знаете?

Ответ: Да, я с ними встречался.

Вопрос: За что вы были судимы?

Ответ: В 1927 году был судим тройкой ПП ОГПУ за антисоветскую агитацию по ст.58 п.10 УК, осужден был на 3 года ссылки в Кузнецстрой. Наказание отбыл полностью.

Вопрос: С какого времени вы являетесь служителем религиозного культа?

Ответ: С 1909г. и по настоящее время.

Вопрос: Где живут ваши сыновья Сергей и Ерминигельд?

Ответ: Сергей проживает в г. Москве, работает помощником врача института Склифосовского, работает на скорой помощи. Второй сын, Ерминигельд, учится в Московском институте механического машиностроения на 2-м курсе.

Вопрос: Вы подтверждаете свои предыдущие показания по данному делу?

Ответ: Да, подтверждаю.

Ответы написаны с моих слов верно. Протокол читал:  Агафонников

Допросил: 

Источник: ГА РФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-34901.Л. 67-68. Рукопись.

В 1999г. настоятелем Троицкого собора Подольска протоиереем Александром Ганабой настоятелю Ильинской церкви были переданы первые фотографии и документы на протоиерея Александра Агафонникова для последующего представления в комиссию по канонизации святых. Прихожанками Ильинской церкви Р.Г. Приходько и С.М. Якимовой в городах Вятке (советский Киров) и Томске были собраны основные сведения о священномученике Александре.