
Священномученик Александр (Агафонников)
Александр Владимирович Агафоников родился 3 декабря 1881 г. в селе Медяны Вятского уезда Вятской губернии в семье диакона Владимира Яковлевича Агафоникова. В 1891 г. Александр поступил в Медянскую церковноприходскую школу.

Владимир Яковлевич и Мария Андреевна Агафониковы с сыновьями Александром и Василием
В 1903 г. окончил Вятскую духовную семинарию и был определен учителем в Сычевскую церковноприходскую школу. 18 июня 1904 г. епископом Вятским и Слободским Никоном (Софийским) Александр Владимирович был рукоположен в сан диакона и направлен в церковь села Кырчаны Нолинского уезда. Диакон Александр Агафоников был женат на Надежде Николаевне Лупповой, в их семье родилось четверо сыновей.
29 октября 1906 г. отец Александр был рукоположен в сан священника и стал служить в церкви села Тойкина Сарапульского уезда.
С 1907 г. священническое служение он совмещал с преподаванием Закона Божиего в Тонкинском земском училище.
В 1908 г. отца Александра перевели в село Монастырщина Орловского уезда, где он продолжал заниматься законоучительской деятельностью.
16 июня 1911 г. священник Александр был избран депутатом от духовенства на епархиальный съезд, а в 1913 г. — на окружной училищный съезд.
27 августа 1914 г. отца Александра направили в церковь Рождества Христова села Спас-Талица Орловского уезда. 11 мая 1917 г. его утвердили в должности благочинного Первого округа Орловского уезда. В 1920— 1922 гг. священник работал счетоводом в ветеринарно-санитарном отделе и заведующим учебной секцией. С 19 июля 1922 г. отец Александр был переведен на вторую священническую вакансию Троицкого собора города Котельнича и стал исполнять обязанности благочинного.
В 1923 г. на благочинническом собрании было решено просить Патриарха Московского и всея России Тихона (Беллавина) об учреждении в Котельниче викариатства. Кандидатом в епископы отец Александр предложил монаха московского Златоустовского монастыря Флавиана (Сорокина). После назначения епископа Флавиана на Котельническую кафедру протоиерей Александр Агафоников стал его ближайшим помощником. В 1923 г. он подвергся краткосрочному аресту.
После ареста епископа Флавиана в 1925 г. в Котельниче разгорелась серьезная борьба обновленцев с православными. 21 декабря 1926 г., после ареста митрополита Казанского и Свияжского Кирилла (Смирнова), в доме протоиерея Александра Агафоникова был проведен обыск. 6 января 1927 г. отца Александра арестовали, а 25 января допросили. 28 марта его вместе с митрополитом Кириллом приговорили к высылке в Сибирь на три года.
В обвинительном заключении об отце Александре, в частности, говорилось: «ОГПУ было известно, что священник гор. Котельнича гр-н Агафонников Александр, будучи благочинным, в 1925 году, сгруппировав вокруг себя реакционный элемент из духовенства гор. Котельнича и монашек, и повел усиленную работу по укреплению в пределах уезда «старого православия» для более усиленной борьбы с т. н. группой обновленческого духовенства, повел работу по организации в гор. Котельниче специальной епископской кафедры, что ему и удалось. В конце 1925 года в гор. Котельнич приехал епископ Фловиан, который вскоре за антисоветскую деятельность в Ижевске Коллегией ОГПУ был выслан в ссылку.
Перед арестом Фловиан дал Агафонникову строгий наказ держаться в «старое», быть стойким и не бояться никаких преследований со стороны существующей власти и поручил ему нелегально исполнять должность наместника-управляющего епархией».
По приговору Особого совещания при Коллегии ОГПУ от 23 апреля 1930 г., после отбытия срока заключения в Кузнецстрое отцу Александру в течение трех лет запрещалось проживать в некоторых крупных городах. Это время священник провел под надзором ОГПУ в Вятке, а затем, в 1933 г., по предложению своего брата, протоиерея Николая Агафоникова, переехал к нему в Подольский район Московской области. Здесь он был назначен в Ильинскую церковь села Лемешева — некогда кладбищенский храм при Знаменской церкви села Дубровицы.
В селе Лемешеве отец Александр прослужил до дня ареста. 14 сентября 1937 г. его заключили в Серпуховскую тюрьму. Одновременно с ним были арестованы певчая Троицкого собора Подольска Елизавета Владимировна Фишер (урожденная княгиня Водбольская) и псаломщик Покровской церкви села Ерина Василий Владимирович Подузов.
За день до этого Подольским районным отделом УНКВД на имя начальника 8-го отдела У НКВД Кировского края был направлен запрос, в котором сообщалось: «Нами разрабатываются в контр-революционной деятельности Агафонников Николай Владимирович, 1876 г. рождения, и Агафонников Александр Владимирович, возраст около 58 лет, — служители культа, уроженцы г. Вятки Кировского края. По имеющимся у нас сведениям, Агафонниковы в 1922—23 гг. арестовывались органами ОГПУ за контрреволюционную деятельность. Просим проверить указанные сведения об их судимости и не находятся ли они в розыске как не отбывшие наказание. Ответ ожидаем срочно». Слова «нами разрабатываются», которыми начинается приведенный выше документ, как и присутствие в уголовном деле агентурных доносов на протоиерея Александра и В. В. Подузова (в настоящее время эти доносы изъяты), косвенно подтверждают тот факт, что осенью 1937 г. в Подольском районе шла организованная кампания по арестам духовенства.
Отца Александра допрашивали три раза, но виновным он себя не признал. В обвинительном заключении сказано, что священник Александр Агафоников, Е. В. Фишер и В. В. Подузов, «…будучи антисоветски настроены и имея между собой тесную связь, организованно проводили среди населения активную контрреволюционную деятельность против существующего строя с повстанческим направлением».
10 октября 1937 г. постановлением тройки УНКВД СССР по Московской области священник Александр Агафоников был приговорен к высшей мере наказания, а проходившие вместе с ним по одному делу — к заключению в исправительно-трудовом лагере. 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, отец Александр был расстрелян и погребен в общей могиле на Бутовском полигоне НКВД.
В 1940 г. Е. В. Фишер обратилась с заявлением о пересмотре уголовного дела, но жалоба была оставлена без удовлетворения в отношении всех троих обвиненных.
В 1957 г. дело пересматривалось по жалобе В. В. Подузова. 9 августа Президиум Мособлсуда приговор тройки УНКВД отменил, и уголовное дело было закрыто.
Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г. протоиерей Александр Агафоников был причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских. Память священномученика Александра совершается в праздник Собора новомучеников и исповедников Российских, 25 января (7 февраля), и в день мученической кончины, 1 (14) октября.
Священномученик Александр (Минервин)
Александр Петрович Минервин родился 22 мая 1888 г. в селе Петровском Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника. Александр получил образование в Коломенском духовном училище, которое окончил в 1904 г., и Московской духовной семинарии.![]()
Священномученик Александр (Минервин).
В 1912 г. был рукоположен в сан священника к церкви Рождества Христова села Варварина Подольского уезда Московской губернии.
Здесь он жил вместе со своей женой Елизаветой Васильевной (родилась в 1893 г.).
В 1935—1936 гг. священник Александр Минервин был оштрафован за «…произведение похорон без регистрации ЗАГСа».
21 января 1938 г. он был арестован и заключен в Таганскую тюрьму. Ему предъявили обвинение в проведении активной деятельности «…против существующего строя и всех мероприятий коммунистической партии и советской власти…».
Отец Александр виновным себя не признал: «Виновным себя в систематическом проведении контрреволюционной деятельности я не признаю… Я признаю себя виновным только в том, что не был честным трудящимся для советской власти. Признаю себя виновным и в том, что не был согласен с политикой советской власти в вопросе о религии. Признаю себя виновным и в организации нелегальных сборов с колхозников на нужды церкви».
2 февраля 1938 г. судебной тройкой УНКВД СССР по Московской области священник Александр Минервин был приговорен к высшей мере наказания.
17 февраля 1938 г. он был расстрелян на Бутовском полигоне НКВД и захоронен в общей могиле. 28 июня 1989 г. отец Александр был реабилитирован.
Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г. священник Александр Минервин был причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских.
Память его совершается в праздник Собора новомучеников и исповедников Российских, 25 января (7 февраля), и в день мученической кончины, 4 (17) февраля.
Священномученик Василий (Крымкин)
Василий Иванович Крымкин родился в 1901 г. в селе Протасове Троекуровского уезда Тамбовской губернии в семье крестьян Ивана Алексеевича и Марфы Леонтьевны Крымкиных. Образование Василий получил в сельской школе.
В 1909 г. он ушел в Свято-Троицкий монастырь, находившийся недалеко от города Лебедяни Тамбовской губернии. В этой обители послушник Василий пробыл до 1928 г., затем вернулся в родное село и стал служить псаломщиком в местном храме.
В 1930 г. Василия Ивановича рукоположили в сан священника, и он стал служить в Троицкой церкви села Остафьева Подольского уезда Московской области.
4 декабря 1937 г. священник Василий Крымкин был арестован. Ордер на его арест был выдан еще 26 ноября. Несколько свидетелей дали против него показания. Они утверждали, что священник распускал всевозможные провокационные слухи и враждебно относился к советской власти, высказывался следующим образом:
«Советская власть делает гонение на православную веру, но нам надо потерпеть, потому что это временно, скоро этому будет конец, Бог видит, что народ уже много натерпелся, и скоро будет избавление от всех мук, которые создает советская власть».
В день ареста отца Василия допросили. Виновным он себя не признал: «Антисоветской агитации и провокационных слухов среди верующих моего прихода я не проводил… Я виновным в предъявленном мне обвинении себя не признаю, потому что антисоветской агитации среди населения не вел».
7 декабря 1937 г. постановлением тройки УНКВД СССР по Московской области священник Василий Крымкин был приговорен к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере.
В 1939 г. отец Василий подал заявление о пересмотре своего дела, но жалоба была оставлена без удовлетворения. 4 октября 1942 г. он скончался в исправительно-трудовом лагере в Самарской области. Реабилитирован он был лишь 12 апреля 1989 г.
Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г. священник Василий Крымкин был причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских. Память его совершается в праздник Собора новомучеников и исповедников Российских, 25 января (7 февраля), и в день мученической кончины, 21 сентября (4 октября).
Мученик Иоанн (Любимов)
Иван Павлович Любимов родился 19 января 1876 г. в селе Свитине Подольского уезда Московской губернии в семье псаломщика Павла Петровича Любимова и его жены Александры Александровны.![]()
Мученик Иоанн (Любимов).
У Ивана были сестры Олимпиада и Наталья и брат Петр. Иван Павлович окончил четыре класса духовного училища, затем служил в чине рядового в Варшаве, а впоследствии стал дьячком в Успенской церкви села Свитина.
В 1931 г. он был лишен избирательных прав. В 1932—1933 гг. дьячок Иван Любимов был приговорен к пяти годам высылки и штрафу 300 руб. по статье 61 (за невыполнение государственных обязательств по заготовкам).
11 октября 1937 г. Иван Павлович был вновь арестован. Его содержали под стражей в Таганской тюрьме.
Согласно справке Юрьевского сельского совета Краснопахорского района от 3 октября 1937 г., «в 1919 г., во время контрреволюционного выступления в д. Юрьевка и Свитино, Любимов организовал молебствие за победу банды над советской властью».
На допросе Иван Павлович пояснил: «В то время, когда по селу проходила банда, мы проносили покойника, а после находились в церкви, и никаких больше молебнов я не организовывал».
Иван Любимов обвинялся в активной антисоветской деятельности с повстанческими проявлениями, но виновным себя не признал.
11 ноября 1937 г. тройка при УНКВД СССР по Московской области приговорила И. П. Любимова к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 28 августа 1941 г. он был переведен со строительства Беломорканала в Онеглаг. 19 января 1942 г. Иван Павлович умер в заключении. Место его захоронения неизвестно.
В 1994 г. И. П. Любимова реабилитировали. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г. Иван Павлович Любимов причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских. Память его совершается в праздник Собора новомучеников и исповедников Российских, 25 января (7 февраля), и в день мученической кончины, 6 (19) января.
Священномученик Михаил (Троицкий)
Михаил Михайлович Троицкий родился 6 ноября 1878 г. в селе Покровском Алексинского уезда Тульской губернии в семье священника. На второй день после рождения ребенка крестил священник Петр Троицкий, дед священномученика Илариона (Троицкого), епископа Верейского.
В 1904 г. Михаил окончил Тульское духовное училище, а в 1911 г. — Тульскую духовную семинарию. 15 июля 1913 г. он был рукоположен в сан священника и назначен на место своего почившего отца.
В 1915 г. священник Михаил Троицкий поступил в Московскую духовную академию, но из-за ее закрытия был вынужден завершить свое обучение после третьего курса. Затем он стал служить в селе Троицком Подольского уезда, а позже — в селе Валищеве. В семье отца Михаила росли три дочери и сын.
27 ноября 1937 г. священник Михаил Троицкий был арестован вместе с псаломщиком Успенской церкви села Валищева Сергеем Ивановичем Кочетовым и священником села Прохорова Евгением Михайловским. Всем троим предъявили обвинение в контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации.
В день ареста отца Михаила допросили. Виновным он себя не признал: «…виновным себя не признаю, антисоветскую агитацию я не проводил и связи с Михайловским и Кочетовым С. И. не имел».
1 декабря 1937 г. судебной тройкой УНКВД СССР по Московской области Михаил Троицкий и С. И. Кочетов были приговорены к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере, священник Евгений Михайловский — к расстрелу.
Отца Михаила перевели из Серпуховской тюрьмы в Бутырскую, а затем по этапу отправили в 19-е отделение Бамлага НКВД СССР в город Лесозаводск Приморского края, куда он прибыл 5 февраля 1938 г.
В марте 1938 г. один из заключенных подал донос на ряд священнослужителей, находившихся в лагере. Был арестован 31 человек, четверо признали себя виновными. Священник Михаил Троицкий виновным себя не признал.
31 марта 1938 г. тройкой УНКВД по Дальневосточному краю он был приговорен к высшей мере наказания и 5 августа расстрелян. 15 ноября 1956 г. дело по решению Президиума Приморского краевого суда было прекращено за недоказанностью обвинения.
В 1940 г. по жалобе С. И. Кочетова уголовное дело пересматривалось прокуратурой Московской области, но было оставлено без изменений: «Материалами дела виновность осужденных Михайловского, Троицкого и Кочетова доказана, оснований к пересмотру дела нет…».
Михаил Троицкий, Евгений Михайловский и С. И. Кочетов были реабилитированы только в июле 1989 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г. священник Михаил Троицкий был причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских. Память его совершается в праздник Собора новомучеников и исповедников Российских, 25 января (7 февраля), и в день кончины, 23 июля (5 августа).
Священномученик Николай (Агафонников)
Николай Владимирович Агафоников родился 1 сентября 1876 г. в селе Лекма Слободского уезда Вятской губернии. Его отец, Владимир Яковлевич, был диаконом местной Свято-Троицкой церкви. В возрасте семи лет Николай поступил в первый класс Медянского мужского земского училища.![]()
Священномученик Николай (Агафонников).
С 1887 г. он обучался в Вятском духовном училище. Начиная с третьего класса мальчик стал петь в архиерейском хоре. Он обладал незаурядными музыкальными способностями, которые с детства в нем старалась развивать мама, Мария Андреевна.

Николай Агафонников в детстве.
В 1897 г. Николай окончил Вятскую духовную семинарию и был принят на место псаломщика Николаевского собора города Слободского Вятской губернии. 15 февраля 1899 г. Николай Владимирович женился на дочери священника села Волкова Нине Васильевне Федоровой. В этом же году он был рукоположен во диакона, а затем — во священника и получил назначение в Вознесенскую церковь села Загарья Вятского уезда. В этом храме батюшка прослужил 17 лет.
В 1910 г. отец Николай стал заведующим загарской церковно-приходской школой. В 1916 г. его назначили наблюдателем церковноприходских школ Вятского уезда и определили на священническую вакансию в Спасский собор, но уже 15 декабря 1917 г. перевели на служение в вятский Спасо-Преображенский женский монастырь.
23 февраля 1923 г. протоиерей Николай Агафоников был избран в состав Епархиального управления, не зависимого от обновленческого высшего церковного управления. В конце февраля его арестовали как члена группы, проводящей контрреволюционную деятельность, которая выражалась в противодействии обновленцам. Обвиняемых этапировали в Москву; в июле отец Николай был освобожден за недоказанностью обвинения из Бутырской тюрьмы и вернулся в Вятку. Здесь епископ Уржумский Авраамий (Дернов) назначил его в Знаменскую (Царево-Константиновскую) церковь.
В 1926 г. в Глазове протоиерей Николай встретился с епископом Глазовским Виктором (Островидовым). Владыка незаслуженно заподозрил отца Николая в сочувствии обновленцам, и последнему пришлось покинуть епархию.
Своим родным отец Николай тогда писал: «Тяжело… жить на свете, когда своя своих не познают и бьют…» Видимо, в ноябре 1927 г. отец Николай перебрался к своему сыну Герману в Подольск. Здесь он получил место в Феодоровской церкви села Ворсина. В 1928 г. его перевели в Покровский храм села Ерина, а в 1930 г. назначили настоятелем храма и благочинным.
16 октября 1937 г. протоиерей Николай был арестован и заключен в Таганскую тюрьму (следственное дело на него было заведено еще в сентябре). Батюшку обвиняли в контрреволюционной деятельности:
«…будучи враждебно настроен к советской власти и имел тесную связь с контрреволюционно настроенной группой лиц — Агафонниковым А.В., Фишер Е.В. и Подузовым В.В., ныне арестованными органами НКВД за контрреволюционную деятельность, совместно с ними организованно проводил антисоветскую деятельность среди населения. В мае месяце 1937 г. Агафонников в беседе с гр-ном Щ. высказывал ему свои контрреволюционные убеждения о плохой жизни при советской власти — говорил:
«Ну как, все так же живешь — маешься при советской власти, до чего дожили — ничего нет, ни хлеба, ни денег нет»…
В феврале месяце 1937 г. по поводу процесса над врагами народа Агафонников притуплял бдительность над врагами народа — говорил:
«Это не наше дело — вмешиваться и обсуждать эти дела; кто, что делает — за это он отвечает, а наше дело — сторона»».
Виновным протоиерей Николай Агафоников себя не признал. 3 ноября 1937 г. постановлением тройки УНКВД СССР по Московской области он был приговорен к высшей мере наказания и 5 ноября расстрелян и погребен в общей могиле на Бутовском полигоне НКВД. 30 июня 1989 г. отец Николай был реабилитирован.
Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г. протоиерей Николай Агафоников причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских. Память его совершается в праздник Собора новомучеников и исповедников Российских, 25 января (7 февраля), и в день мученической кончины, 23 октября (5 ноября).
Священномученик Николай (Поспелов)
Николай Васильевич Поспелов родился 28 февраля 1885 г. в селе Песьяны Владимирской губернии. Его отец, Василий Владимирович, служил в государственном казначействе и имел звание коллежского асессора, а мать, Екатерина Антоновна (урожденная Крылова), была дочерью священника. Она скончалась 15 января 1888 г. В. В. Поспелов женился вторично. В этом браке родилось еще пять детей. Положение семьи было очень тяжелым, временами приходилось голодать. В 1898 г. Василий Владимирович умер, заботу о детях разделили его сестры и брат покойной Екатерины Антоновны.![]()
Священномученик Николай (Поспелов).
Николай Васильевич Поспелов окончил Муромское духовное училище, а в 1907 г. — Владимирскую духовную семинарию. Каникулы он проводил у своего дяди, священника Михаила Антоновича Крылова. Там он познакомился со своей будущей женой Анной Константиновной Красовской. Она была на семь лет старше Николая, и по этой причине его родственники сначала воспротивились браку, но позже изменили свое отношение. Жизнь семьи была непростой. В первое время Николай работал учителем в школе на станции Усад, там же преподавала и его супруга.
В семье родилось восемь детей, четверо умерли в раннем возрасте. «Сохранилось семейное предание, что первые роды у Анны Константиновны были очень тяжелые, родившийся ребенок оказался нежизнеспособен, и его едва успели в больнице окрестить, дав ему при крещении имя Николай. После этого Анна Константиновна в течение нескольких месяцев тяжело болела, и Николай Васильевич дал обет в случае выздоровления жены посвятить свою жизнь служению Богу». Свое обещание Николай Поспелов исполнил только в 1914 г., когда принял диаконский, а затем и священнический сан.
До 1922 г. отец Николай служил в церкви Рождества Христова в селе Заколпье Меленковского уезда Владимирской губернии, с 1922 по 1930 гг. — в храме великомученицы Параскевы в селе Житенине Орехово-Зуевского района Московской области. В 1929 г. священник и его жена были лишены избирательных прав. В 1930 г. индивидуальный налог, которым советская власть облагала священнослужителей, стал столь высок, что отцу Николаю пришлось продать все свое имущество и перейти в храм села Воскресенского Киржачского района Владимирской области. В 1931 г. священник Николай Поспелов стал служить в Успенской церкви села Воинова Гора Орехово-Зуевского района Московской области.
На праздник Успения Пресвятой Богородицы в село приехали представители обновленческого духовенства и силой захватили церковь. Отец Николай и диакон Николай Красовский совершили богослужение в частном доме.
В 1932 г. священник Николай служил в храме села Пустое Поле Шатурского района, в 1933—1934 гг. — в церкви Рождества Пресвятой Богородицы Орехова-Зуева, в 1935 г. — в Троицком храме села Каменка Ногинского района. Затем он был переведен в церковь Архангела Михаила села Былова Подольского района.
27 января 1938 г. протоиерей Николай с супругой отправился в соседний приход на отпевание. (Местный священник был к этому времени арестован.) После возвращения домой за отцом Николаем пришли сотрудники НКВД. Во время обыска была изъята Библия, ключи от храма и деньги.
После обыска семья помолилась, и священник Николай навсегда расстался со своими родными.
В течение трех дней протоиерей Николай Поспелов содержался в районном отделении НКВД, а затем его перевели в Таганскую тюрьму в Москве. 29 января 1938 г. на допросе он сказал:
«С политикой советской власти и коммунистической партии я не согласен по вопросу притеснения служителей религиозного культа путем наложения больших налогов, чем самым насильным путем заставляют отказываться от службы, т. к. верующих мало и налог платить нечем. В других каких бы либо вопросах у меня разногласий нет».
Отца Николая обвиняли в том, что, «…будучи враждебно настроен по отношению к существующему строю, вел контрреволюционную деятельность, проводил пораженческо-повстанческую агитацию, распускал контрреволюционную клевету против коммунистической партии и существующего строя».
На первом допросе протоиерей Николай виновным себя не признал «…за исключением того, что не согласен с политикой советской власти в части притеснения совершения религиозных обрядов путем непосильных налогов». 31 января 1938 г. состоялся повторный допрос. Его провел начальник Краснопахорского районного отдела Управления НКВД Московской области.
На вопрос следователя о контрреволюционной деятельности священник ответил: «Да, я распространял клевету на советскую власть и среди населения говорил, что советская воля хуже всякой тюрьмы, что русский народ ходит под ярмом агентуры, куда бы ни пойти — всюду за тобой следят агенты. Кроме того, я занимался контрреволюционной религиозной агитацией, говорил, что по новой Конституции священники имеют право ходить с молебнами. Сам я лично был не согласен с политикой коммунистов и соввласти в вопросе о религии, говорил, что священнослужителей репрессируют и угнетают налогами для того, чтобы насилием заставить отказаться от церковной службы, в этом во всем я себя виновным полностью признаю».
Были ли это добровольно данные показания протоиерея Николая Поспелова или же фальсификация следователя — для нас навсегда останется неизвестным. Спустя почти 20 лет в своем протесте прокурор Московской области указывал: «Доказательством виновности Поспелова в проведении антисоветской агитации явились признательные показания обвиняемого и показания свидетелей П. и Г., однако показания обвиняемого Поспелова вызывают сомнения в их объективности и правдоподобности, т. к. его показания резко расходятся с показаниями свидетелей…»
8 февраля 1938 г. тройка при Управлении НКВД СССР по Московской области приговорила протоиерея Николая Поспелова к высшей мере наказания. Он был расстрелян 17 февраля на Бутовском полигоне и погребен в общей могиле.
6 апреля 1940 г. сын отца Николая, Кронид, обратился в НКВД с просьбой пересмотреть дело отца и сообщить о его судьбе. В удовлетворении его просьбы отказали. В 1958 г. заявление о реабилитации мужа подала матушка Анна Константиновна. На этот раз была проведена дополнительная проверка, допрошены свидетели. Те, кто давал показания против протоиерея Николая в 1938 г., не могли вспомнить своих слов, да и сам факт допроса ставили под сомнение: «Свидетель Г., будучи передопрошен, показаний своих от 25/Х—37 г. не подтвердил и показал, что он не мог дать таких показаний, т. к. Поспелова Н. В. он совершенно не знал».
28 ноября 1957 г. Президиумом Мособлсуда постановление судебной тройки было отменено и дело за недоказанностью прекращено.
Протоиерей Николай Поспелов был прославлен в лике священномучеников Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г. Память его совершается в праздник Собора новомучеников и исповедников Российских, 25 января (7 февраля), и в день мученической кончины, 4 (17) февраля.
Священномученик Пётр (Ворона)
Петр Иосифович Ворона родился 30 июня 1884 г. в селе Бакуры Волковысского уезда Гродненской губернии (Царство Польское). Его отец, Иосиф, был крестьянином. В 1901 г. Петр окончил церковноприходское училище и около 1905 г. выехал из Польши. Видимо, он перебрался в Москву, где зарабатывал на жизнь пением в церковном хоре.![]()
Священномученик Пётр (Ворона).
С 1905 по 1908 гг. он состоял помощником регента Саввинского архиерейского хора. По окончании обучения в Московском музыкально-хоровом обществе Петр стал регентом Преображенского храма села Слепушкина Верейского уезда Московской губернии. На этой должности он оставался до 1910 г., когда перешел в храм Рождества Пресвятой Богородицы села Шестакова Клинского уезда.
В 1912 г. Петр Иосифович сдал экзамен Московской епархиальной комиссии и 6 апреля был назначен псаломщиком Николаевской церкви села Кувекина Подольского уезда. 12 сентября того же года викарием Московской епархии, епископом Можайским Василием (Преображенским), он был посвящен в стихарь. В том же году псаломщик Петр Ворона женился на Антонине Дмитриевне Воиновой. Через три года, 19 декабря 1915 г., Петр Иосифович был переведен в Успенский храм села Александрова Подольского уезда. Кроме исполнения должности псаломщика, он также состоял регентом приходского хора и учителем пения при Александровской церковноприходской школе, а с 1916 г. — и при Щаповской земледельческой школе.
С 1918 по 1922 гг. Петр Ворона являлся членом благочиннического совета. В него он был избран на съезде духовенства и мирян Подольского округа. В 1919 г. в семье родился сын Апполонин, а в 1921 г. — дочь Ангелина.
В 1923 г. Петр Ворона был приговорен народным судом к одному году лишения свободы, но в тюрьме отбыл 3 месяца и был освобожден по кассационной жалобе крестьян села Александрова.
14 июня 1926 г. на собрании прихожан и церковного совета Троицкого собора Подольска Петр Иосифович был избран псаломщиком и утвержден в этой должности архиереем. 28 января 1928 г. по ходатайству настоятеля собора протоиерея Сергия Левкиевского он был рукоположен во диакона. Хиротонию совершил епископ Подольский Иннокентий (Летяев).
В 1929 г. семья диакона Петра продала свой дом в селе Александрове и окончательно перебралась в Подольск. 13 сентября 1931 г. диакон Петр Ворона был рукоположен во священника и переведен в Покровскую церковь села Покров-Разницы, а в мае 1932 г. — в Николаевскую церковь села Домодедова Подольского уезда.
20 июня 1933 г. по ходатайству церковноприходского совета священник Петр Ворона был возвращен в Троицкий собор Подольска в должности псаломщика и регента. Ко дню Святой Пасхи 1934 г. архиепископ Дмитровский Питирим (Крылов) удостоил отца Петра права ношения набедренника «за трезвое и усердное служение Церкви Божией в качестве священника и регента Троицкого собора».
В октябре-ноябре 1937 г. в Подольском районе прошли массовые аресты духовенства. 27 ноября 1937 г. отец Петр был заключен в Серпуховскую тюрьму; следственное дело на него было заведено двумя днями ранее. Священника обвиняли в том, что он «…имел тесную связь с антисоветски настроенными лицами — священником Агафонниковым и княгиней Фишер, арестованными органами НКВД… за контр-революционную деятельность, и, находясь на службе в должности псаломщика в чине священника при подольском соборе, будучи враждебно настроенным к советской власти, среди населения города Подольска проводил контрреволюционную фашистскую агитацию…». Переписка с матерью, братом и сестрой, проживавшими в Польше, и желание выехать из СССР в Польшу также были поставлены ему в вину. Кроме того, отцу Петру предъявили обвинения в шпионаже и намерении нелегально пересечь польскую границу через Пинские болота.
На допросе 28 ноября 1937 г. священник сказал: «Признаю себя виновным в том, что я действительно к советской власти в 1931 году был настроен враждебно, потому что она меня обкладывала непосильными налогами, и, говоря о тяжелой жизни в СССР, я хотел выехать в Польшу. Последнее время антисоветских действий не проявляю».
5 декабря 1937 г. тройка при управлении НКВД СССР по Московской области приговорила отца Петра к высшей мере наказания. И декабря он был расстрелян и погребен в общей могиле на Бутовском полигоне.
В 1958 г. матушка Антонина Дмитриевна Ворона обратилась в органы КГБ с заявлением, в котором просила сообщить ей о судьбе арестованного в 1937 г. мужа. В результате проверки, проведенной органами КГБ, было решено:
«Руководствуясь указанием КГБ при СМ СССР № 108/сс от 24 августа 1955 года…
Зарегистрировать смерть осужденного, для чего сообщить в ЗАГС Подольского р-на Московской обл. о том, что Ворона Петр Иосифович, отбывая наказание в ИТЛ, умер 11 декабря 1941 г. от перитонита, и объявить заявителю о месте регистрации смерти осужденного».
Таким образом, родственники не узнали истинной причины и даты смерти отца Петра. Он был реабилитирован лишь 17 июля 1989 г.
Священник Петр Ворона был прославлен в лике священномучеников Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г. Память его совершается в праздник Собора новомучеников и исповедников Российских, 25 января (7 февраля), и в день мученической кончины, 28 ноября (11 декабря).
Священномученик Сергий (Фелицын)
Сергей Васильевич Фелицын родился 18 февраля 1883 г. в селе Воронове Подольского уезда Московской губернии в семье священника. Образование Сергей получил в Перервинском училище и Московской духовной семинарии, где окончил три класса.![]()
Священномученик Сергий (Фелицын).
В 1904 г. он был назначен псаломщиком Преображенской церкви села Бужарова Звенигородского уезда. Через три года, в 1907 г., Сергей Васильевич был переведен в Воскресенскую церковь села Сертякина Подольского уезда. Здесь он вступил в брак с Верой Сергеевной Осиповой.
По сведениям, указанным в анкете арестованного, семья Фелицыных воспитывала трех сыновей, дочь и внучку.
По свидетельству дочери, Тамары Сергеевны, в семье было четверо сыновей — Николай, Евгений, Борис и Владимир и две дочери — Александра и Тамара. Александра Сергеевна рано умерла, и воспитание ее дочери Нины также легло на плечи отца Сергия и его жены.
В 1919 г. Сергей Васильевич был рукоположен во диакона, а в 1921 г. — во священника. Позже он был награжден набедренником и камилавкой.
В селе Сертякине священник Сергий Фелицын прослужил до дня своего ареста 27 ноября 1937 г. (ордер был подписан еще 20 ноября). По некоторым сведениям, арест мужа так потряс матушку Веру Сергеевну, что она потеряла голос.
После заключения под стражу священник находился в Серпуховской тюрьме. Ему были предъявлены обвинения в антисоветской агитации: враждебное отношение к кандидатам в депутаты Верховного Совета, распространение слухов о том, что советская власть идет по пути Священного Писания, и т. п. Виновным отец Сергий себя не признал: «Виновным я себя в предъявленном мне обвинении не признаю, потому что среди населения с. Сертякина я антисоветской агитации не вел».
1 декабря 1937 г. постановлением тройки УНКВД СССР по Московской области священник Сергий Фелицын был приговорен к высшей мере наказания. 15 декабря он был расстрелян и погребен в общей могиле на Бутовском полигоне НКВД.
5 мая 1959 г. в Президиум Московского областного суда был направлен прокурорский протест об отмене приговора и прекращении уголовного дела в отношении священника Сергия Фелицына.
22 мая Мособлсуд своим постановлением отменил решение тройки УНКВД от 1 декабря 1937 г., и отец Сергий был реабилитирован.
Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г. священник Сергий Фелицын был прославлен в лике священномучеников.
Память его совершается в праздник Собора новомучеников и исповедников Российских, 25 января (7 февраля), и в день мученической кончины, 2 (15) декабря.
Священномученик
Тимофей (Ульянов)
Тимофей Константинович Ульянов родился 3 мая 1900 г. в селе Трубинка Кирсановского уезда Тамбовской губернии в семье крестьянина. После окончания обучения в земской школе он стал служить псаломщиком в храме (примерно с 1917 г.).
В 1931 г. Тимофей Константинович переехал в Московскую область и в 1932 г. был рукоположен во диакона, а затем — во священника.
В 1933 г. отец Тимофей был направлен служить в Вознесенскую церковь села Сатина — Русского Подольского района. Кроме совершения богослужений в своем храме, отец Тимофей исполнял священнические требы и в селе Кленове. Видимо, это связано с тем, что местную Никольскую церковь там закрыли еще в 1927 г.
26 ноября 1937 г. Тимофея Ульянова арестовали и заключили в Серпуховскую тюрьму. По одному делу с ним проходил священник Троицкой церкви села Ознобишина Александр Троицкий.
На момент ареста ближайшими родственниками Тимофея Константиновича являлись отец, Константин Егорович, и два брата — Иван и Петр. Сведений о жене в материалах следственного дела нет.
Отцу Тимофею предъявили обвинение в активной контрреволюционной деятельности: «Троицкий А. А. и Ульянов Т. К., будучи враждебно настроенными к существующему строю и поддерживая между собой связь, вели активную контрреволюционную деятельность среди населения против существующего строя и мероприятий советской власти, распространяя контрреволюционную клевету на соввласть, распуская слухи о скорой войне и свержении советской власти». 27 ноября 1937 г. отец Тимофей был допрошен.
О своих связях с другими священнослужителями обвиняемый сообщил следующее: «Проживая в Подольском районе с 1931 г., я поддерживал связи с Вороной Петром Осиповичем — священник, служит регентом в соборе г. Подольска, Агафонниковым Николаем — бывший священник д. Ерино, ныне арестованный органами НКВД, Троицким Александром Арсентьевичем — священник с. Ознобишина Подольского района, арестованный органами НКВД 26/XI—37, и Тюриным Петром Филипповичем — гр-н с. Сатина-Татарского, работал председателем церковного совета в селе Сатине-Русском». Вопроса о признании вины священнику Тимофею Ульянову даже не задали, но в обвинительном заключении указано, что виновным он себя не признал.
1 декабря 1937 г. постановлением тройки УНКВД СССР по Московской области отец Тимофей был приговорен к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере. На некоторое время его перевели в Таганскую тюрьму. Наказание священник отбывал в Хабаровском крае, в Нижне-Амурском исправительно-трудовом лагере, где и умер от голода 23 июня 1940 г. и был погребен в неизвестной могиле на лагерном кладбище. 31 мая 1989 г. отец Тимофей был реабилитирован.
Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г. священник Тимофей Ульянов был прославлен в лике священномучеников. Память его совершается в праздник Собора новомучеников и исповедников Российских, 25 января (7 февраля), и в день мученической кончины, 10 (23) июня.
Преподобномученица Татьяна (Фомичева)

Татьяна Алексеевна Фомичева (1897 – после 1937), послушница, преподобномученица.
Память 20 ноября и в Соборе Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.
Родилась в 1897 году в селе Надовражное неподалеку от г. Воскресенска (ныне Истра) Московской губернии в крестьянской семье.
В девятнадцать лет, испросив благословение у своего духовника и у родителей, Татьяна пошла пешком в близлежащий Борисоглебский женский монастырь в селе Аносино и в 1916 году была зачислена послушницей этой обители.
В 1928 году монастырь был закрыт, и Татьяна вернулась к родителям в с. Надовражное.
В 1930 году властями был разрушен Надовраженский Богородице-Рождественский храм. Тогда вместе с другой послушницей Аносиной пустыни, Марией Брянцевой, Татьяна прибилась к 12 сестрам Крестовоздвиженского монастыря из с. Лукино Подольского района, которые, после разгона в 1926 г. состоявшей из монахинь сельскохозяйственной артели, устроились на работу в открытый в стенах обители дом отдыха имени Карпова или рукодельничали, поселясь в окрестных деревнях. На службу они ходили в храм Пророка Илии в соседнем селе Лемешево. В хоре этой церкви пели и аносинские послушницы Татьяна и Мария.
В начале 1931 года ОГПУ сфабриковало «дело» против монахинь Крестовоздвиженского монастыря.
Допрошенный 13 мая 1931 года следователем ОГПУ директор дома отдыха показал, что
«в бывшем монастыре до сих пор висят колокола, кресты, стенные гравюры икон и разные церковные украшения, а за оградой монастыря находится церковь. Чем объясняется, что до сего времени не сняты колокола и монастырь не переделан в нормальный вид, трудно сказать. Однако пребывание до сего дня двенадцати монашек и их антисоветская деятельность дает основание полагать, что отсталое население окружающих деревень находилось под их влиянием и не подписывалось за снятие колоколов с монастыря. Двенадцать монашек составляют не что иное как общину вокруг бывшего монастыря, имеют общение между собой, проживают при монастыре, связаны с кулацким элементом, агитируют среди крестьянства, имеют общение с отдыхающими, всячески стараясь воздействовать на них, показывая себя обманутыми советской властью».
Культработник дома отдыха показал:
«Выскажу свое мнение о «святом» очаге вокруг церкви. Хотя я сталкивался всего два-три раза с этим очагом во время обследования местности, и причем очень поверхностно, тем не менее я ярко ощутил именно гнездо и рассадник, враждебный нам, со своими зловещими старухами, проклинающими нашу установку. Характерно отметить, как сильно их влияние. Девушки-крестьянки в возрасте до двадцати пяти лет, с которыми я разговаривал около церкви, веруют в Бога и на мои попытки разубедить их сначала прислушивались, но скоро отмахнулись и пошли в церковь, руководимые старухами-монашками. Зимой были отмечены случаи, когда отдыхающие также ходили в церковь, поэтому мое мнение таково, что нужно вообще ликвидировать этот очаг вплоть до снесения церкви».
Послушниц Татьяну и Марию арестовали 15 мая 1931 г. в числе 17 монахинь, инокинь и послушниц из различных обителей, поселившихся подле закрытого Крестовоздвиженского монастыря. Девушек заключили в Бутырскую тюрьму в Москве.
Хозяйка дома в селе Лемешево, где жила послушница Татьяна, показала, что та занимается рукоделием, которое продает крестьянам соседних деревень, и что она настроена против мероприятий советской власти. Одна из лжесвидетельниц показала, что послушница Татьяна является ярой церковницей и ведет активную антисоветскую деятельность.
29 мая 1931 г. тройка ОГПУ приговорила послушниц Марию и Татьяну к пяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, наказание отбывали в Сиблаге.
После досрочного освобождения в 1934 году Татьяна и Мария поселились за 100-километровой (от Москвы) зоной — в с. Высоково Волоколамского района. Вскоре девушки стали помогать только что переведенному из Москвы протоиерею Владимиру Медведюку, настоятелю Троицкого храма в с. Язвище.
Дочка батюшки Ольга Владимировна, бывшая в то время маленькой девочкой, вспоминает о необыкновенной кротости и скромности Татьяны. Говорила она всегда тихим голосом и вообще казалась незаметной, однако среди прихожан «монашки» как-то выделялись особым благочестием.
Татьяна не любила выказываться, и похвала человеческая, столь лестная для душ тщеславных, тяготила ее. Ольга Владимировна вспоминает, как однажды в храме не было чтицы и батюшка благословил читать на клиросе Татьяну, однако это предложение так смутило ее, что она пыталась уклониться, отговариваясь своим неумением, однако «за послушание» прочла положенное по уставу – да так проникновенно и мелодично, что этот эпизод навсегда запечатлелся в памяти маленькой Оли. После этого случая Татьяна была назначена постоянной псаломщицей, также пела она на клиросе. В основном же Татьяна предпочитала скромные труды, помогая батюшкиной семье по хозяйству.
Послушницы Татьяна и Мария были арестованы вечером 24 ноября 1937 года в доме у священника. Сотрудники НКВД застали их за рубкой капусты. Ордера на арест были выписаны на протоиерея Владимира, его сына Николая и на послушницу Марию Брянцеву. На арест Татьяны Фомичевой даже не было ордера. Однако Николая дома не оказалось: он буквально на несколько минут отлучился к соседям, — и вместо него взяли вторую послушницу. Когда же Николай узнал, что за ним приходили, тут же бросился на станцию – не на ближайшую, где его уже поджидали, чтобы арестовать, а на следующую, и это его спасло.
Арестованных отправили в волоколамскую тюрьму. 26 ноября на допрос были вызваны председатель сельсовета, секретарь сельсовета и «дежурные» свидетели, которые подписали показания, написанные следователем. Отца Владимира и послушниц обвиняли «в гнусной контрреволюционной клевете против проводимых мероприятий партии и советской власти на селе, срыве подготовительной работы к выборам в Верховный Совет» и религиозной пропаганде. Виновными они себя не признали и никого не оговорили. Следствие было завершено 28 ноября, а уже на следующий день тройка НКВД приговорила о. Владимира к расстрелу, а послушниц Татьяну и Марию к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь.
Послушница Татьяна скончалась в казахстанском лагере. Точное место и время ее преставления не установлены. Мария Брянцева после окончания срока заключения вернулась домой.
Татьяна Фомичева причислена к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.
