История храма Илии пророка в Лемешеве.
Основание храма. Храм до октябрьского переворота.
В 1627 г. на берегу р. Пахры, где в наше время находится Лемешово, стояла д. Альмешово, в которой было 4 двора. Она входила вместе с Дубровицами, Ериным и Александровым в большое владение боярского рода Морозовых.
Точная дата основания первого деревянного храма Илии пророка неизвестна, но первое письменное упоминание о храме относится к 1627 г. На страницах переписных книг Перемышльской церковной десятины есть следующая запись: «…за боярином Иваном Васильевичем Морозовым старинная вотчина, село Дубровицы на реке Пахре, усть речки Десны, а в селе церковь Илья пророк древяна клетцки, а в церкви образы, и книги, и свечи, и на колокольнице колоколы, и всякое церковное строение вотчинниково; у церкви во дворе поп Иван Федоров, во дворе дьячок и просвирница; пашни церковной земли 10 четьи в поле, а в дву потомуж, сена 20 копен…»
В 1662 г. по желанию супругов Аксиньи Ивановны и Ивана Андреевича Голицыных в Дубровицах построили новый деревянный храм с тем же посвящением. Он простоял в селе до лета 1690 г., когда по указанию царя Петра I был разобран и перенесен в деревню Лемешово.
Герб князей Голицыных.
После смерти в 1714 г. князя Бориса Алексеевича Голицына Лемешово перешло во владение вдовы его старшего сына Алексея, Анны Ивановны, урождённой Сукиной, и их старшего сына Сергея. В 16 лет князь Сергей Алексеевич Голицын (1695-1758 гг.) женился на княжне Анастасии Васильевне Толочановой. Они жили вместе 45 лет, у них родились двое сыновей и четыре дочери. Князь Сергей Алексеевич в 1735 г. был назначен членом Монетной канцелярии в Москве, в 1743 г. получил чин тайного советника, в 1753 г. стал московским губернатором.
В этом же году по его заказу , деревянный Ильинский храм был заменен каменным, точнее, кирпичным, с белокаменными деталями в стиле барокко (угловые пилястры, ленточные наличники и профильные карнизы). Эта церковь, расположенная на высоком берегу р. Пахры, удачно вписалась в окружающий пейзаж. В плане здание представляет собой четверик, перекрытый сомкнутым восьмиричным сводом и расширенный прямоугольными пристройками алтаря и притворов. Алтарь соединен с храмом и приделами арочными пролетами. С западной стороны к храму примыкает невысокая двухъярусная колокольня. Подъем на нее расположен в толще южной стены притвора. Своды алтаря и притвора коробовые с торцовым лотком, в нижнем ярусе полокольни свод вспарушный. Церковь завершена маленьким барабаном с приплюснутой главой. Шеи основного объема и колокольни украшены белокаменными валютами. Колоколня завершается массивной главой на низком шатре. Проемы верхнего яруса колокольни украшены балюстрадой. Плановая структура Ильинского храма схожа со структурой церкви конца XVII в., но решение силуэта и пространства принципиально иное.
Ранее интерьер был расписан, но до наших дней живопись не сохранилась, так же как и иконостас. Вот его описание, датированное 1856 г.: «Иконостас – гладкий, с небольшою резьбою, крашенный голубою краскою, местами вызолоченный. Царские врата – резные, вызолоченные. В Царских вратах – шесть живописных икон: две «Благовещения» и четыре евангелистов… По правую сторону Царских врат – икона Спасителя, живописная, в медной высеребренной ризе с медным вызолоченным венцом… Южная дверь во святой алтарь… на ней живописная икона Архангела Гавриила. Далее – храмовая икона святого пророка Илии, живописная в медной весеребренной ризе с позлащенными венцами… По левую сторону Царских врат- живописная икона Божией Матери, именуемая «Неувядаемый цвет», на ней медная высеребрянная риза с медными вызолоченными венцами… Северная во святой алтарь дверь… на ней живописное изображение Архангела Михаила. За сею дверию – иконы преподобного Сергия, великомученицы Анастасии, святителей Николая и Алексия, живописные, в медной высеребренной ризе и с медными вызолоченными венцами… В самом верху иконостаса, над иконою Господа Савоофа, - деревянное резное «Распятие с предстоящими Божиею Материю и Иоанном Богословом…»
В середине XIX в. тёплый (отапливаемый) храм с. Лемешово считался зимним и кладбищенским храмом и для с. Дубровиц. Зимой в Ильинском храме служили постоянно, летом только при погребении и поминовении усопших. В 1850 г. в обоих храмах служил священник Иоанн Георгиевич Булкин.
В 1908 г. причт и староста Ильинской церкви просили Московскую духовную консисторию разрешить расширить храм путем пристройки к нему двух боковых пределов. Документы были переданы в Императорское археологическое общество, которое запросило фотографии церкви. 25 июля 1908 г. обществом было принято решение следующего характера: «Перестройку храма не разрешать, так как таковая нарушит вид храма, представляющего художественный интерес». Священник Леонид Ильинский попытался исправить сложившееся положение и лично ходатайствовал перед Археологическим обществом о перестройке храма. Для осмотра Ильинской церкви в Лемешево прибыл А. М. Гуржиенко, который доложил обществу, что «…в северной и южной стене храма проделаны арки и пристройка пределов уже производится…». Как выяснилось, работы производились с согласия Губернского правления под наблюдением архитектора Н. Н. Благовещенского, но без разрешения Императорского археологического совета, что являлось нарушением действующих в то время законов. Тем не менее благодаря усилиям священника Леонида Ильинского к храму были пристроены боковые приделы: один – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а другой – во имя преподобного Сергия Радонежского.
Храм после октябрьского переворота.
В 1922 г. на основании постановления ВЦИК из храма были изъяты серебряные ризы с икон, украшения из серебра общим весом 12 фунтов, как сказано в справке об изъятии "в помощь голодающим". В 1937 г. 14 октября, в праздник Покрова Божией Матери, на полигоне НКВД в подмосковном Бутове был расстрелян настоятель храма, священник Александр Агафонников, прославленный Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г. в лике святых.
В 1941 г. храм был закрыт безбожной властью, как сказано в исторической справке, "за ненадобностью". Были сожжены иконостасы и иконы. В годы войны в храме был устроен военный склад. В послевоенное время Ильинский храм использовали как хранилище для зерна. С 1960-х г-в. бесхозное церковное здание постепенно разрушалось, превращаясь в свалку для мусора...
Больше всего храм пострадал в 1970-1980 гг. Купола Ильинской церкви были излюбленным местом тренировок альпинистов. Церковный погост был разорен.
Восстановление храма.
В результате в 1995 г. Ильинский храм был почти совсем разрушен, но именно этот год стал переломным в истории многострадального храма: при нем была образована православная община.
8 октября 1995 г., в день памяти Преподобного Сергия Радонежского, в престольный праздник храма, в десятиградусный мороз на руинах храма была совершена первая Божественная литургия. 26 сентября 1996 г. начались работы по его возрождению. 20 апреля 1997 г., в праздник Входа Господня в Иерусалим, начались регулярные богослужения, проходившие при любой погоде.
В Музее архитектуры имени Щусева были найдены фотографии, которые помогли восстановить внешний вид храма. Были найдены также архитектурные чертежи, датированные 1914 г., по которым предполагалось возводить боковые приделы. На основании этих документов община вела восстановительные работы.
Сначала внешние стены церкви освобождались от земли - за десятилетия она поднялась на несколько метров. В разрушенном храме было очень много камней, в центре церкви - большая яма, которая образовалась из-за того, что обрушились своды подвала, где раньше находились печь и кочегарка. Многочисленные оставшиеся от прежнего храма белые камни на протяжении всех лет реставрации собирались общиной. Они с любовью сохранены и использованы для благоустройства церковной территории: ныне это подпорные стенки земляных террас.
В 1999 г. в результате ремонтно-восстановительных работ храм приобрел внешние очертания, соответствующие его историческому облику. Параллельно спасению здания общиной проводилась огромная работа по засыпке глубоких оврагов, угрожающих церковному зданию. Они подходили прямо к стенам церкви с восточной и северной стороны. На грузовых машинах привозили бетонные глыбы, оставшиеся от разобранного моста через реку Пахру в городе Подольске, затем насыпали глину и плодородную землю. Вокруг храма начали посадку деревьев: к моменту передачи храма верующим рядом с храмом стояло лишь одно рассеченное молнией дерево.
В 1999 г. настоятелем Троицкого собора Подольска протоиереем Александром Ганабой настоятелю Ильинской церкви были переданы документы на протоиерея Александра Агафонникова для последующего представления в комиссию по канонизации святых. Прихожанками Ильинской церкви Р. Г. Приходько и С. М. Якимовой в городах Вятке и Томске были собраны дополнительные сведения о священномученике Александре. В 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе он был причислен к лику святых.
Община помнит, как после совершения первой Божественной литургии 14 октября 2000 г., в день памяти новомученика Александра, была явлена долгожданная помощь: нашлись строительные леса, которые так долго искала община, и недорогая бригада. Буквально за год внутренний вид храма преобразился.
При поиске общиной документов по архитектуре храма, к сожалению, не было найдено фотографий или чертежей его внутреннего убранства. Поскольку у общины не было достаточных финансовых средств, чтобы попытаться воссоздать убранство, сходное с дореволюционным, иконостасы, киоты и внутренний интерьер храма были придуманы и созданы на основе творческой идеи настоятеля протоиерея Петра Дынникова. Архитектурные чертежи выполнил К. Н. Гудков, им же были выполнены работы по декору иконостаса.
Нынешний интерьер храма выполнен простыми средствами, но весьма благолепен и современен, в самом хорошем смысле этого слова. Иконы создавались иконописцами разных современных школ, но тем не менее в целом интерьер храма получился вполне гармоничным. Все иконы в храме подчеркнуто современны, но каноничны по написанию, в отличие от многих созданных в XIX и начале XX века. Внутреннее убранство храма отражает то, чем живет эта православная община. Подбор иконописных сюжетов и святых на иконах также не случаен.
Несмотря на то, что храм сельский (он находится в километре от Подольска), костяк общины составляют жители Подольска, среди которых много молодежи. Службу посещают дети, всегда немало причастников. Церковный хор полностью составлен из молодых прихожан.
Летом 2002 г. вся община присутствовала на отпевании в Ильинской церкви сына священномученика Александра - Ерминингельда Агафонникова, незадолго до своей смерти приезжавшего в храм. Он был уже очень пожилым человеком, но еще достаточно бодрым, сохранившим память и светлый ум. Быть может, в те дарованные Богом часы сын священномученика вспоминал, как много семье Агафонниковых пришлось вытерпеть невзгод и унижений, как мужественно и стойко, с безграничной любовью к Спасителю принимал страдания и шел на расстрел его отец, упокоенный среди тысяч других страдальцев на бутовском полигоне. По милости Божией сын дожил до славы своего отца - ему довелось молиться перед иконой священномученика Александра.
На протяжении восьми лет настоятель и община храма хлопотали также и о прокладке дороги к церкви. Незадолго до освящения храма долгожданная асфальтированная дорога к нему была проложена. Следует особо отметить, что на протяжении всего строительства роль ктитора и прораба выполняли настоятель храма и его помощник. Тем не менее с Божией помощью храм был построен.
Освящение храма в 2003 году.
14 октября 2003 г. на славной Подольской земле было особое ликование: в день великого церковного праздника Покрова Пресвятой Богородицы, когда празднуется и память настоятеля этого храма священномученика Александра (Агафонникова), расстрелянного в 1937 г., митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил освящение храма пророка Божия Илии в селе Лемешово Подольского района. Это радостное событие по милости Божией произошло в год 250-летнего юбилея храма.
Прибывшего для освящения храма правящего архиерея - митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия ожидал теплый прием: его встречали глава Подольского района Н. П. Москалев, секретарь Московской епархии настоятель Свято-Троицкого собора протоиерей Александр Ганаба, настоятель и прихожане храма, духовенство Подольского благочиния, приглашенные гости.
В тот день патриарших и митрополичьих наград были удостоены благотворители и члены общины, усердно потрудившиеся при восстановлении храма. Настоятель храма был удостоен ордена Преподобного Сергия Радонежского. Патриаршими наградами награждены семья Лалакиных, семья Максимовых, М. М. Шлямович, члены приходского собрания Г. И. Дынникова, К. Н. Гудков, Р. Г. Приходько, Ю. Н. Кривошеев.
http://www.srcc.msu.su/bib_roc/jmp/04/04-04/11.htm